Много профессиональных секретов есть в любом ремесле, и передаются они из поколения в поколение, от мастера к мастеру. Бортевое пчеловодство в этом смысле не исключение. Четвертый год подряд благодаря организации Республиканского конкурса бортевиков мы имеем возможность воочию наблюдать, как открываются тайны дошедшего до нас из далекого прошлого ремесла. Этот конкурс совсем не похож на соревнования, он больше напоминает творческую лабораторию: под открытым небом увлеченно работают мастера, каждый творит свое произведение — кирам, лянге, аркатау, батман, колоду, борть.
В старину говорили: чем выше борть, тем слаще мед. В этих словах, как и в любой народной мудрости, заключен глубокий смысл. Искусственное жилище пчел — борть обычно устраивали на высоте 6-8 м. На таком расстоянии от земли чаще находились и естественные дупла с пчелами, которые во всем служили бортникам эталоном. Здесь воздух не так влажен, как внизу, а безопасность выше и условия идеальны для созревания меда. Ведь особая ценность дикого меда заключается в его зрелости.
Один раз в год, ближе в осени, бортевик забирает из пчелиного жилища нижнюю часть отстроенных сотов. Бортевая семья меда дает немного, редко 10-15 кг. По данным последних лет, на заповедных территориях Бурзянского района Башкортостана, где бортевое пчеловодство сохранилось как старинный народный промысел, в естественных дуплах обитает около 400 пчелиных семей, называемых дичками. За ними ухаживают работники заповедника Шульган-Таш. Есть бортевые деревья, заселенные пчелами, и у жителей местных деревень. Сделав несложные расчеты, нетрудно понять, как мало осталось дикого бортевого меда в мире.
Мед из бортей отличается от меда из рамочных ульев. Он экологически чистый, добывается в лесах, где много липы и цветущего разнотравья. Аромат его особый, в нем чувствуется запах леса. Как правило, такой мед перемешан с воском и пергой, богат фруктозой, глюкозой, ферментами и микроэлементами. Даже те немногочисленные, не очень глубокие исследования его состава, говорят о том, что он уникален и необычайно полезен для здоровья человека.
В 2002 г. на Международной агропромышленной выставке, проводимой ежегодно в г. Уфе, бортевой мед получил диплом «Лучшие товары Башкортостана» и был представлен на конкурс «Сто лучших товаров России».
После проведения необходимых исследований во Всероссийском институте питания башкирский мед был включен в рацион космонавтов и рекомендован для использования на Международной космической станции. Наш научно-производственный центр уже несколько лет поставляет его (в том числе и бортевой из заповедника Шульган-Таш) в Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина.
Высокая оценка нашего продукта специалистами Звездного городка открыла совершенно неожиданное направление и перспективы сотрудничества Центра космонавтики и башкирских ученых. Доктору медицинских наук, профессору Башгосмеду-ниверситета Р.Р.Фархутдинову и сотрудникам лаборатории биофизики этого вуза предложили принять участие в комплексной программе исследований и провести изучение меда и других продуктов пчел как натуральных антиоксидантов.
Однако получение столь ценного продукта далеко не единственный аргумент в защиту возрождения бортничества.
Чудное бортное дерево — сегодня уникальный памятник природы, немой свидетель некогда процветавшего в Башкортостане лесного пчеловодства. А не так давно в деревне Галиакберово Бур-зянского района оно стало предметом нешуточного спора. Два бортевика отстаивали право на владение им. Сейчас бортевые деревья — на вес золота, а людей, желающих заниматься бортевым пчеловодством, становится все больше.
В прошлом году в конкурсе бортевиков впервые принимал участие непрофессионал. Карим Галин — предприимчивый, хозяйственный, очень умелый молодой человек — вместе с двоюродным братом жены и учеником аскаровской средней школы изготовляли колоду. Они заранее сделали яркие чертежи задуманного жилища, а во время конкурса строго следовали им в работе. Все у них получилось отлично.
Крутившиеся рядом местные мальчишки по-деловому рассматривали рисунок борти, обменивались мнениями. У многих из них деды в совершенстве владели бортным ремеслом и, охраняя свои «бортные ухожья», тем самым берегли и умножали богатства леса. Благо законы государства тогда строго защищали права бортников, требовали не повреждать бортей, не уничтожать межей между бортными угодьями, близко не подпахивать «чудное бортное дерево».
После завершения конкурса мы, по обыкновению, отправляемся в экспедицию по башкирским деревням — в лесную глубинку. Такие поездки нередко одаривают удивительными находками и открытиями. После задушевных бесед со стариками в блокноте появляются новые имена бортевиков, легенды и предания, рисунки родовых знаков, которыми клеймили бортевые деревья. А если повезет, то в походной сумке окажется что-нибудь из старинного снаряжения бортника.
В прошлом году повезло особенно: в одной башкирской семье нам удалось приобрести батман (емкость из липы для хранения бортевого меда) Заки Валиди — выдающегося ученого-востоковеда, почитаемого сына башкирского народа. А нынче в небольшом музее нашего центра после конкурса бортевиков появился еще один экспонат — лянге. И так каждый год.
Р.К.ГАЛЕЕВ,
биолог, бортевик-эколог, директор ООО «Региональный
научно-производственный центр «Башкирский мед»
Журнал "Пчеловодство" №4 2005 г.